Сделать свой сайт бесплатно
https://fo.ru
Реклама
Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.
Может ли куратор выполнять свои обязанности без должной процедуры оценки качества выполнения этих обязанностей? Наверно может, но в этом случае, о качестве можно не спрашивать, если Вы его не можете измерить.
Как измеряется качество работы преподавателя - через показатель "качество по дисциплине" - хоть и сам преподаватель ставит себе эту оценку, но другого инструмента наша практика пока не нашла. Куратор, участвуя в образовательном (не в воспитательном) процессе, наравне с любым преподавателем должен быть уравнен через право выставлять оценку своему труду. Её название - "кураторская оценка" или "оценка по социализации" - можно поспорить. Суть в другом - это субъективный, но инструмент, который должен измерить уровень кураторской работы.
Нужно ли обучать кураторов выполнению своих социальных обязанностей? - Конечно же нужно. Школа кураторов - институт, который давно уже востребован жизнью, работает во многих университетах и здесь не нужно изобретать "велосипед".
Нужно ли поошрять кураторов за успешную социальную работу? - Если процесс должным образом не мотивировать, - ожидать его должного качества не приходится.
Нужно ли наказывать кураторов за провальную социальную "показуху"? - Это оборотная сторона социального процесса, без которой первая сторона не работает, - конечно же нужно.
Для всего этого нужно уметь измерять качество кураторской работы. Иначе эта работа лишена должного смысла.
Нужно ли отбирать кураторов для работы? - это из области фантастики.
Можно ли достигнуть поставленных целей кураторской работы и не являются ли они сверхзадачей образовательного процесса в условиях скоротечности кураторских обязанностей???
Учитывая суровые реалии кураторской жизни, подавляющее большинство кураторов не занимаются целеполаганием, поскольку не видят в этом виде деятельности должного смысла, а значит, формально относятся к своим обязанностям.
Большинство кураторов, - ассистенты, загруженные до предела звонковой нагрузкой, семейными проблемами, подготовкой диссертационной работы - они не задумываются об этом в первую очередь просто из-за катастрофической нехватки времени.
Никто не отбирает и не устраивает кастингов и конкурсов при отборе на всегда вакантные кураторские должности. Более того, эта почётная обязанность зачастую становится больше наказанием во мнении социума, нежели «поощрением» в социальном статусе.
В реальных условиях, когда куратор завоёвывает более системную и организующую для развития уровень - куратор-тьютор (статус совершенно незнакомый для нашего менталитета), - от куратора будет зависеть не только уровень социализации, но и качество образовательного процесса, поскольку такой наставник должен будет уметь подбирать палитру образовательного процесса практически индивидуально для каждого студента, повышая тем самым среднюю результативность образовательного процесса.
Чем же можно заинтриговать и увлечь студента, да так, чтобы:
· студент не избегал, а, наоборот, - стремился и рвался попасть на кураторский час, жертвуя даже своим свободным временем?
· радовался тому дню недели, на который его поставил куратор и с нетерпением считал эти оставшиеся дни до него?
· расстраивался, если по форс-мажорным обстоятельствам не смог его посетить или из-за его отмены?
- нужно:
· чтобы он видел отдачу от того часа, который отводится на это, достаточно заформализованное и навязчивое для студента (да и для куратора, зачастую еще более, обременительное) мероприятие;
· чтобы он понимал, что этот час поможет ему стать более осведомлённым, более сведущем, более развитым, более успешным, чем он был до него;
· чтобы он чувствовал, что это не формальное выполнение куратором своих прямых обязанностей, а искренняя боль наставника за степень социализации пациента.
Одно из исконных значений слова «куратор» - это студент-медик, следящий за ходом болезни больного, лежащего в клинике.
Если перефразировать медицинские термины, то в сегодняшнем понимании, куратором можно называть социального работника, следящего за ходом социализации вновь поступившего в этот социум новичка-пациента.
И тогда всё становится на свои места:
чтобы пациент отучился от привычки курить - не кури сам (ибо слежение - это процесс, всегда направленный в обе стороны);
чтобы пациент не сквернословил - не сквернословь сам;
чтобы пациент не поступал нечестно - не лги сам.
В процессе воспитания личности эти примеры и методы, в народе называемые методами "кнута и пряника", дают достаточно значимый эффект, но в образовательном процессе действуют совсем другие законы и совсем другие стимулы[1].
Если пациент попался недостаточно воспитанным, то даже у прекрасного учителя (учителя с Большой Буквы) велика вероятность неудачного исхода в образовательном процессе и согласно вышеприведенному афоризму Монтеня, знания могут поранить и хозяина и окружающих его людей.
[1] Самоменеджмент, самоактуализация, саморазвитие, пример Плана Л.Н.Толстого, пример Мартина Идена, принципы и законы автодидактики, Законы Успеха, Дианетика, саморефлексия и т.д.
Почётное наименование должности - воспитатель - даже в дошкольном заведении (тем паче - заведующий по воспитательной работе - в школе) это чудовищная дискредитация другого важнейшего процесса, который действительно должен происходить в любом социуме, но, зачастую, заменяясь ярлыком «воспитание», - не происходит, а замещается его суррогатом - науськиванием, назиданием, наказанием, натаскиванием, навязыванием, нагнетанием.
Этот другой процесс имеет совсем другой корень и совсем другое название, - образ и образование. Как часто мы не видим разницу между воспитанием и образованием!!!
Человек строит свой образ (образовывается) всю сознательную жизнь. И ему, действительно, очень часто нужен рядом консультант, тренер, наставник, куратор, опекун, учитель, мастер, продюсер - но только не воспитатель.
Если же воспитатель, по каким-либо причинам, остаётся рядом, - подопечный сковывается, скукоживается, комплексует, страдает, а значит и не развивается должным образом.
«Ведь дело не в том, чтобы, так сказать, прицепить к душе знания: они должны укорениться в ней; не в том, чтобы окропить её ими; нужно, чтобы они пропитали её насквозь; и если она от этого не изменится и не улучшит своей несовершенной природы, то, безусловно, благоразумнее махнуть на всё это рукой. Знания - обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться». М. Монтень
"Знание передаётся не только посредством того, о чём говорится, но и в равной мере посредством того, что умалчивается" Пол Хейне
Упаси же Вас, Господи, считать, что куратор - это воспитатель. Воспитывать ребёнка в школе - уже поздно (как это втолковать учителю???). Даже в яслях и детском садике - этот процесс, как правило, не приводит к каким-либо существенным результатам, - все папы и мамы проходят через это, но, уже понадеявшись на воспитателя и, как бы «снявши с себя» свои обязанности.
Нужно иметь смелость и мужество называть процессы и вещи своими именами.
Воспитание ребёнка начинается за девять месяцев до момента рождения его мамы и завершается в семье (и только в семье), до момента поступления ребёнка в какие-либо социальные институты (в том числе и улица - конечно же, тоже одна из форм социального института (да ещё и какая!)).
Всё остальное, что происходит с личностью после этого момента поступления: адаптация, рост, развитие, социализация, саморазвитие, самореализация, самораскрытие, самоактуализация, самосовершенствование - другими словами «вода, огонь и медные трубы», - лишь опосредованно повязано с воспитательным процессом, является (или не является) его прямым следствием или лучше последствием, имеет свои методы и факторы для воздействия на личность.